иван жербин
Видеооператор
Можно ли сделать фильм за несколько секунд? Как стоит относиться к неожиданным поворотам во время рабочего процесса? Оператор Иван Жербин ответил на эти вопросы и рассказал о главных операторских задачах.

Если идея фильма не имеет отклика, я отказываюсь его снимать
Иван Жербин
Иван Жербин
Видеооператор
Ариана Татарченко
Журналист
Почему в короткометражных фильмах ты работаешь не только как оператор, но и как продюсер, режиссер?
— Это специфика российского кинематографа. У нас большие режиссеры являются продюсерами своих проектов, что приходит со временем. На начальном этапе ты варишься во всех цехах, так как нет бюджета на оплату специалистов, большое количество вопросов приходится решать самому. Логично, что ты от одного, другого проекта учишься их решать, в итоге где-то свои знания, умения можешь применять.
Значит, выступать в разных проектах не только как оператор, это необходимость или все же тебе нравится пробовать себя?
— С точки зрения вопросов продюсирования, организационных моментов ─ да, это вынужденная мера. В последнее время есть бюджет и люди, которые делают эту работу, я этим уже не занимаюсь. Если одному человеку делать все одновременно, то результат пострадает. Чтобы построить туалет ─ достаточно одного человека, чтобы построить Исаакиевский собор ─ много разнообразных специалистов. Кино ─ это команда.
Каждый раз, занимаясь чем-то новым, думаешь, что сейчас это самое интересное
В одном из интервью ты сказал, что в кино главное ─ кастинг. Почему?
— Где бы зритель ни смотрел кино (на телефоне, компьютере или на большом экране кинотеатра), ему все равно, что происходит за кадром. Человек приходит отдохнуть, потратить свое время. Люди смотрят на людей. Если актер транслирует эмоцию, переживания, показывает свой характер на экране органично, правдиво, тогда зритель верит ему и ассоциирует с собой. Все остальное не имеет значения.
Работа «Бравист» вошла в лонг-лист кинопремии «Оскар 2017», в финал «Manhanttan Short 2016», её показали на больших экранах в 250 странах. Гордишься ли ты ею?
— Нет такого. «Бравист» получился потому, что мы с режиссером Эвелиной Барсегян одинаково видели мысль. Прекрасная команда, работа тоже, но прошло уже два года. Каждый раз, занимаясь чем-то новым, думаешь, что сейчас это самое интересное.
В чем, по-твоему, преимущество короткометражных фильмов?
— Короткий метр это проба пера, жанров, больше свободы. На тебе не висит огромная ответственность перед продюсерами, финансовые, актерские задачи. Здесь ты можешь за 3-4 съемочных дня, а не за 30-50, рассказать историю, показать себя как режиссера, оператора, «художника». Эксперименты могут получиться, а могут не получиться, это возможно только в коротком метре.
За последнее время какую работу ты можешь выделить?
— Короткий метр «Аврора», часть снимали в Питере, другую в Волгоградской области ─ соленой пустыне Баскунчак. Со съемок прошло полтора года, фильм еще не вышел, режиссер не торопится.
Как ты относишься к такой задержке с выходом фильма?
— Надо в определенный момент отпускать фильм, чтобы он жил своей жизнью. Иначе можно бесконечно доделывать ─ всегда найдется то, что не понравится. Не надо доводить до идеала, должна быть ложка дегтя.
Я не за дубли, я за варианты
В каком стиле тебе нравится снимать?
— У оператора-постановщика нет понятия любимого стиля и цветового решения. Все зависит от сюжета, сценария и фактуры актеров. От проекта к проекту стили меняются. У меня нет любимого, но есть определенные фишки: работа со светом, движение тени, длинные и сложные кадры, движение камеры с героем, переход с субъективной камеры на объективную. При съемке с субъективного ракурса зритель чувствует себя участником действий, а с объективного смотрит на происходящее на расстоянии как невидимый наблюдатель.
Как проходит поиск места съемок?
— Когда пишешь сценарий, у тебя в любом случае возникает конкретная картинка из жизни. Есть определенные места, где ты был, смотришь и договариваешься, что тебе подойдет. Мне однажды приснилась локация: соляная пустыня, гладь, красный перекати-поле куст катится. Такое место мы нашли за две недели на границе России Казахстана ─ пустыню с соляным озером Баскунчак и там действительно перекати-поле, к сожалению, не красные. Режиссер согласился на съемки в тех местах, купили билеты и поехали туда снимать.
Важна ли для тебя идея фильма, который ты снимаешь?
— Если идея не имеет отклика, я отказываюсь. Когда понимаешь, что тебе близки те проблемы, вопросы, которые там поднимаются, и ответы, которые находятся, согласен со сценарием, и он не идет в разрез с твоим ощущением правды, жизненных ценностей, только тогда ты берешься. Если нет, то деликатно отказываешься.
Можешь вспомнить один из случаев отказа из-за идеи?
— Иногда мое решение зависит от того, как режиссер подаст определенную тему. Были случаи, когда на старте материал не заходит и только в диалоге с режиссером ты понимаешь, что сценарий все же интересный и точки соприкосновения во взгляде есть. Недавно отказался от одного мистического проекта, полного метра. Мне больше интересна психологическая драма, комедия или трагикомедия.
В 2014 году ты принимал участие в проекте «60-ти часовой вызов», где за два с половиной дня твоей команде надо было найти локацию, снять фильм, озвучить его, написать музыку и провести монтаж. Насколько отснятый материал вышел больше итогового?
— Один дубль к трем: отснятого материала в три раза больше, чем итогового. На мой взгляд, надо снимать не дубли. Если у тебя все хорошо с первого дубля, пускай так и идет. Дальше надо находить и снимать варианты. Фильм это живой организм, на монтаже уже смотришь, что и как лучше. Я не за дубли, я за варианты.
Фотограф за хорошим снимком на колени и в лужу, а ты как оператор готов на то же самое?
— Я готов, но всегда надо заранее проговаривать все подобные сложные эксперименты с механиком камеры, чтобы он подстраховал, чехол водонепроницаемый выдал. Вся ответственность за камеру лежит на нем.
Возникали ли у тебя спонтанные идеи в процессе съемок? Что это были за идеи?
— Возникали органичные решения, которые можно продумать заранее. Во время съемки кадра понимаешь, что лучше отпустить тот процесс, который был тобой придуман, не цепляться за него. В реальной жизни будут свои определенные условия и правила. Пошел снег ─ ничего ты не сделаешь, этого снега в сценарии нет, а он идет. Тут либо ты останавливаешь съемки и теряешь огромные деньги, либо ты снимаешь со снегом. Бывает наоборот: тебе он нужен, а его нет, значит, снимаешь без него или тратишь огромные деньги на искусственный снег. Когда снимали сложный кадр фильма «Случай на дороге», необходимо было в определенный момент аккуратно слезть с пикапа и дальше пойти за актером с 10-ти килограммовой камерой. Аккуратно слезть с машины не получится, обычно для съемки таких кадров есть специальное оборудование, но на него денег не было. Пикап медленно затормаживает, актер выходит из своей проходки и видит, что мне просто не слезть, и говорит: «Вань, я споткнусь в тот момент, когда ты слезаешь», то есть он дернется и камера тоже. Если мы одновременно дернемся, то никто не заметит. С третьего дубля все получилось.
Оператор ─ проводник между бумагой и экраном
О каких экспериментах со съемок ты можешь рассказать?
— В коротком метре «Аврора» необходимо было показать божественный луч света, который сопровождает героиню. А как его на экране показать? Начали экспериментировать, брать осветительные приборы, фонарик и предметы, через которые светить надо. Наш художник по свету перепробовал разные стеклянные банки из-под огурцов, томатов. Выливает содержимое, наливает туда воду, они все с узором и рельефом обычно, светит через банку, каждый раз свет проявляется по-разному. Нашли нужную банку и показали идущий и оживающий лучик.
В чем заключается главная задача оператора при производстве фильма?
— Увидеть историю и визуально рассказать ее на определенных крупностях, с определенным светом, в определенной тональности, то есть визуализировать. Не пытаться свои «хотелки» реализовать, а именно ту самую, литературно написанную сценаристом или режиссером историю грамотно и правдиво донести до экрана. Оператор ─ проводник между бумагой и экраном.
Был ли у тебя опыт с полнометражными фильмами? Собираешься ли работать над полным метром?
— Опыта не было. От одного фильма я отказался. Было еще одно предложение снять комедию, ездил в Москву на пробу актеров. Здесь получилось из разряда «Когда ты не сошелся с режиссером-продюсером». Для моего дебюта полнометражного фильма эта комедия не подошла. Есть свои синопсисы, свои идеи режиссерские, проблемы, о которых хотелось бы рассказать. Необходимо решить вопрос поиска денег. Чем мы и планируем заняться в январе-феврале.
Inside Film Production

Когда история становится фильмом

Видеосъемка игровых, документальных фильмов,
производство музыкальных клипов, имиджевых,
презентационных и рекламных роликов

insidefilm.ru
insidefilm@mail.ru
+79110076769
Санкт-Петербург
15 линия ВО д.12

Совмещаешь ли ты работу оператора с какой-либо другой?
— Я преподаю аудиовизуальные технологии в Городском Дворце Творчества Юных ребятам старших классов. Кто-то из них, закончив, идет дальше работать в кино, а некоторые остаются у нас на проектах «InsideFilmProduction». Преподавая, рассказывая, делясь опытом, ты в первую очередь сам структурируешь свои знания и больше понимаешь, вот почему я занимаюсь этим. Не скажу, что педагогика близка мне, но общение с людьми интересно.
У тебя есть свой дальнейший вектор развития?
— Полный метр, хотелось бы со сценаристом проработать. Есть те, с кем хочу снять это органично, ни в коем случае не самому одновременно за камерой и режиссурой. И конечно же, развитие своего продакшна как коммерчески успешного.
ИВАН ЖЕРБИН
Видеооператор
Поделитесь историей с друзьями
Made on
Tilda