Ольга Дубро
Копирайтер
Почему работать в комфорте бывает грустно? Как выбрать хорошего копирайтера? Что делать, если тема неинтересная или просто «не пишется»? Нужно ли в копирайтинге вдохновение и как его поймать? Об этом и многом другом рассказала Ольга, копирайтер, которому особенно близки темы недвижимости, моды, красоты и лайфстайла.

Ольга Дубро
Копирайтер
Татьяна Кропотова
Журналист
Неинтересных тем нет, но есть те, в которых мы не разбираемся
Ольга Дубро
Как вы пришли в копирайтинг?
— Всё началось с хобби: я понимала, что мне нравится и хочется писать. Стала сильно это чувствовать во время учёбы на факультете «рекламы и связей с общественностью». Писала в корпоративную газету «ИКЕА», вела свой блог на ЖЖ [Живой журнал]. К концу института я не видела себя пиарщиком, а вот связать свою работу с написанием текстов очень хотелось. И понеслось: устроилась контент-менеджером в одну компанию и писала карточки к товарам, занималась наполнением сайта, писала пресс-релизы. Там я уже начала осваивать азы копирайтинга и SEO копирайтинга.
Как вы научились писать продающие тексты? Это была самостоятельная работа или вы прибегали к помощи курсов?
— Когда я начинала, никаких курсов ещё не проводили. Механизмы работы были простые: понапихать в текст как можно больше ключевых слов. SEO-специалисты давали свои рекомендации, которые я выполняла. Копирайтер – коммерческий писатель, который создаёт тексты на заказ. Себя же я больше позиционирую как автор. Я пишу пресс-релизы, тексты в журналы и социальные сети, веду блоги, наполняю сайты. Многому меня учили ещё в институте, и я делаю всё по тем канонам. Остальное пришлось осваивать по большей части самостоятельно.
Расскажите о первом опыте написания текста на заказ.
— Вначале у меня было мало знаний и опыта. Я могла складывать слова в предложения, но это не побуждало читателя к действию. Схема работы была такова: я писала текст, показывала руководителю проекта, он критиковал. Однажды я готовила материал про леггинсы одной брендовой фирмы. «Это скучно: мне не хочется купить этот товар», — такая была обратная связь. И приходилось мучать этот текст, пока мне не говорили: «О! "Леггинсы сидят как вторая кожа" — сексуально звучит, это круто».
Самодисциплина для меня - самое лёгкое в работе
Вы работаете на дому. Какие есть плюсы и минусы фриланса?
— Я организовала свою работу так, чтобы чувствовать себя максимально комфортно. В прошлом году открыла своё ИП, начала жить без коллег, прямых работодателей, чёткого графика дня. Я сама планирую свой рабочий день, назначаю себе сроки и живу очень удобно. Однако мне не хватает общения с людьми. Я всю жизнь стремилась уйти из жизни офисного планктона, бежала от коллектива, а сейчас мне нужен повод, чтобы выйти из дома. И я радуюсь, даже когда иду просто в магазин.
Как дома устоять перед соблазном полениться?
— Самодисциплина для меня – самое лёгкое в работе. Тут всё просто: ты понимаешь, что ляжешь на диван – подведёшь заказчика. На работе в офисах люди тоже отвлекаются. В одном исследовании читала, что без перерыва люди способны работать только около пяти часов. Иногда нужно переключаться на что-то другое, чтобы отвлечься и быть эффективным. Ещё можно придумать свой ритуал, чтобы концентрироваться и настраиваться на рабочий лад. Я с утра всегда варю кофе и ставлю чашку около компьютера. После этого я уже чувствую, как нейроны загружают рабочий процесс.
В каком темпе вы работаете?
— В день я обычно пишу один-два. Иногда одну статью разбиваю на два дня: сначала придумываю скелет (план) и разрабатываю черновик, потом уже правлю и подгоняю. В среднем текст на три тысячи знаков занимает около четырёх часов. Лучше сделать меньше, но качественнее. Да и вообще не надо позволять работе полностью тебя поглотить.
С какими сложностями вы сталкивались во время работы?
— Самое трудное – состояние, когда не пишется. Не получится писать тексты на одном лишь вдохновении. То, о чём ты пишешь, должно нравиться. Для подготовки качественного материала нужно себя хорошо чувствовать, не переживать, иметь ясную голову. Ещё случилось профессиональное выгорание. Раньше я часто писала в социальных сетях о своей жизни. Меня читали знакомые, хвалили мои тексты, и мне было приятно. Сейчас же сложно просто взять и написать что-то не по работе, а для себя.
А отказываетесь ли вы от предложений, которые кажутся неинтересными?
— Иногда я ругаю себя за то, что беру некоторые темы. Однако со временем понимаешь, что неинтересных тем нет, но есть те, в которых мы не разбираемся. Недостаток информации мешает нам увидеть что-то цепляющее. Для себя я вывела такой способ работы: досконально изучить материал, почитать об этом в других источниках и настроить себя так, будто эта информация тебя привлекает. Это работает. За пару дней погружения в тему обычно начинает формироваться собственное мнение и рождаются идеи для материала.
Продающие тексты строятся по одному сценарию - зацепить преимуществами и "отработать возражения"
Какие же темы у вас любимые?
— У каждого копирайтера своя специфика. Исторически сложилось так, что я работала в интернет-компании, которая специализируется на недвижимости. Я стала разбираться в этой теме, и сейчас она одна из моих фавориток. Мне нравится влюблять людей в квартиры. Вопрос собственной недвижимости для многих самая настоящая боль, поэтому мне хочется вкладывать душу в тексты об этом. Не меньше привлекают темы моды, лайфстайла. Есть в них какая-то простота. Важно понимать, что продающие тексты строятся по одному сценарию – зацепить преимуществами и «отработать возражения». Допустим, если я пишу о квартире, где окна выходят на стену, а не на Финский залив, сообщу потенциальным покупателям, что их не будет беспокоить шум.
Обманывали ли вас заказчики?
— Да. Одно время я жила в Тосно и искала подработку. Решила предложить свои услуги автора в местную газету. Меня там радостно восприняли, потому что специалисты были нужны. Я написала три статьи, за которые мне не заплатили. Как выяснилось позднее, город ведь маленький, это был не первый случай. Причём главред не прятался, а кормил завтраками: «Всё будет..». Благо это была небольшая сумма. Зато поработала от души и моя фамилия помелькала в газете.
Всё равно это очень обидно! Вы никак не боролись с этим?
— Начинала. Несправедливость меня расстраивала. Но всё оказалось связано с бумажной волокитой. В таких ситуациях нужно писать в прокуратуру, потом это отправляют в суд. Предварительно надо знать контакты, юридический адрес, иметь документальное подтверждение того, что вы работали и у вас были договорённости. У меня этой договорённостью была переписка в «Вконтакте», которую я распечатала. Однако в прокуратуре чего-то не хватило. Есть ещё специальный сайт, где можно пожаловаться на недобросовестного заказчика. Группа людей совершенно бесплатно помогает вернуть деньги. Я же распространяла в социальных сетях информацию о том, с какими людьми работать не надо.
Были ли у вас забавные случаи в практике?
— Помню, когда мне было 23 года, я жила в съёмной квартире, за которую отдавала больше половины зарплаты. Тогда я только начинала карьеру копирайтера и подрабатывала светским обозревателем. На меня вышел человек, который занимался организацией вечеринок. У него был сайт с актуальной информацией о вечеринках в городе, и он меня периодически посылал в эти места. В кармане у меня было 50 рублей, я надевала самое лучшее и шла в место, где тусовались если не миллионеры, то люди очень богатые. Дамы были все расфуфыренные, а я спокойно среди них ходила, хотя были деньги только на воду в баре. Ничего интересного там не происходило, после тусовок я приезжала домой и писала о них отчёт. Однако один факт моего присутствия в главных гламурных местах города меня забавлял.
Кому стоит идти в копирайтинг?
— Тем, кто не может не писать и хочет зарабатывать деньги своим талантом. Мечтающим работать на себя и заниматься любимым делом, получая за это деньги. Если тебе нравится, у тебя есть склонности, желания, то надо просто идти и пробовать.
Советы от Ольги Дубро
1
Как выбрать хорошего копирайтера?
  1. Не искать на биржах. Обычно там сидят новички, которые только набирают опыт;
  2. Найти специализированные группы в социальных сетях, обратить внимание на каналы в телеграме («Мы вам перезвоним», «Каталог работы для редактора», «Норм работа»). В них можно опубликовать вакансию для копирайтера. «Адекватные копирайтеры ищут работу в ТГ», – делится Ольга;
  3. Смотреть портфолио и свежие работы. Можно дать тестовое задание буквально на тысячу знаков, чтобы понять, как человек пишет;
  4. Наблюдать за тем, как человек общается. Деловой этикет, вежливость, соблюдение сроков, грамотность – высматривайте эти факторы ещё в процессе переговоров.
2
Как копирайтеру заявить о себе?
  1. Сообщить всем знакомым, что ты ищешь работу. Ждать, пока заработает сарафанное радио;
  2. Писать в социальных сетях. Иногда заказчики пишут блогерам, у которых хороший слог;
  3. Попробовать сделать бесплатно, чтобы тебя потом могли посоветовать;
  4. Выбрать несколько интересующих вас компаний, мониторить на их сайтах раздел «вакансии». Если предлагать себя везде, кто-нибудь обязательно откроет двери.
Ольга Дубро
Копирайтер
Поделитесь историей с друзьями
Made on
Tilda